После 2014 года дорога в Крым для белорусов (тех немногих, кто готов ехать на этот курорт) превратилась в квест по поиску наиболее выгодного маршрута.
Пара беларусов решили провести в этот раз отдых в Крыму.

«За эти деньги можно слетать в Турцию и жить в пятизвездочном отеле»
Минчанин Виктор с семьей поехал в Крым впервые. У дочки частые простуды, дважды лечилась от пневмонии, и ребенка надо было вывезти на море. В 2014 году, когда Крым объявили российским, семья тоже собиралась на полуостров, но тогда все же решили не ехать — отпуск провели в Болгарии. Этим же летом семья целенаправленно отправилась туда. Крымский климат полезен для людей со слабыми легкими, объясняет Виктор.

Самым простым, но и самым дорогим способом попасть на полуостров оказался перелет Минск — Москва — Симферополь. Однако билеты для всей семьи обошлись бы в 2200 евро.

— Это не вариант для Крыма, — комментирует отказ от такого маршрута Виктор.

На машине через Россию путь занял бы двое суток, что сложно с семилетним ребенком. Самым выгодным вариантом, по подсчетам Виктора, был полет из Брянска в Симферополь, который занимает 2,5 часа. На троих билеты обошлись в 775 долларов. До Брянска семья добралась на собственном авто, которое оставили на платной стоянке. Дорога оставила хорошее впечатление — повсюду населенные пункты, много машин, и ехать не страшно, вспоминает Виктор.

— Самое смешное, я думал, что в России будут очень плохие дороги. Ничего подобного! Наша дорога от Могилева до границы оказалась хуже. 100 километров до Брянска — вообще идеальная дорога, совсем новая. Сейчас подводят дорогу прямо к нашей границе. Когда возвращался, уже километров на 20 продвинулись.

В Крыму семья остановилась в поселке Симеиз недалеко от Алупки. Мансардную комнату в мини–гостинице заказали заранее за 1,5 тысячи российских рублей в сутки (около 25 долларов). В комнате с отдельным входом был туалет, две кровати, стол, холодильник. Электрическая плита на две конфорки снаружи, ванная — этажом ниже.

Уже на месте Виктор выяснил, что это вполне приемлемая цена. Нашлось только два предложения по сравнимой стоимости — одно за 1300 российских рублей «на загазованном пятачке, где постоянно ездят машины», другое в общежитии с общим туалетом и стиральной машиной на четыре комнаты за 900 рублей в сутки. За остальные комнаты просили 2−3 тысячи российских рублей.

С наступлением высокого сезона цены и вовсе взлетели в два раза — поселок полностью заселили приезжие россияне.

Без связи, кредитных карт и с пачкой налички
У белорусского оператора velcom в Крыму нет роуминга, продолжает Виктор, и по приезде семья оказалась без связи. Но с белорусским паспортом без проблем удалось купить российскую симку прямо в аэропорту.

— Когда ты выходишь из аэропорта в Симферополе, тебя просто начинают атаковать таксисты. Причем если отказываешь, еще могут и обругать. Такое хамство меня просто удивило. Они просили 2,5 тысячи российских рублей (около 40 долларов). Хозяйка сказала, что это нормальная цена, но рекомендовала попробовать доехать на троллейбусе до не действующего сейчас железнодорожного вокзала. Оттуда в Симеиз ходят автобусы, маршрутки и такси.

Путь до поселка на автобусе занимает три часа. Было поздно, поэтому семья договорилась с таксистом на 2100 российских рублей (около 32 долларов).

Рядом с автовокзалом в Симеизе есть рынок и гастрономы. Семья Виктора покупала все продукты там, и на троих выходило не меньше тысячи рублей (около 15 долларов) в день.

— Меня поразило, что фрукты дороже, чем у нас. Персики — 100 рублей (1,5 доллара), а у нас — 0,5 доллара или доллар. А это же местные персики! Виноград — 200−300 рублей, черешня — не менее 250 рублей (это 4 доллара, а у нас можно купить по 4 рубля). Курица — 300−400 рублей (4,5−6 долларов), свинина и говядина — от 450 рублей (7 долларов) и выше. Это в полтора раза дороже, чем у нас.

Существенным минусом отдыха в Крыму Виктор назвал неработающие там международные карточки. О наличке приходится позаботиться заранее.

— Ты приезжаешь с кипой российских денег: на жилье, еду. Страшно оставлять их в номере. А там о таких грабежах поговаривают. Наличные — это неудобно, — заключает Виктор. Он заметил, что в Турции и Болгарии в этом плане гораздо проще: там оставляешь деньги и документы в сейфе.

Виктор пробыл в Крыму две недели и вернулся на работу. Жена с ребенком остались еще на полторы недели. Через неделю, как уехал Виктор, починили wi–fi в номере, и семья общается по интернету.

— Я нашел способ передать туда деньги. Это очень успокаивает, мало ли что, — переживает Виктор за жену и дочь. — Там есть компания «Юнистрим», и с белорусской международной карточки можно отправить денежный перевод на получателя. Надо прийти с паспортом и указать номер перевода. Но в Крыму я это проверить не мог, потому что без роуминга не работает СМС–подтверждение.

Крымский серпантин
По словам Виктора, чувства безопасности в Крыму не было: карточки не работают, нет связи, если потеряешь наличные, останешься без помощи, постоянно нужно держать ухо востро. Но в целом, по его наблюдениям, там достаточно спокойно. К белорусам относятся хорошо, даже на рынке могут сделать скидку. Пока там был Виктор, он утверждает, что все было тихо и спокойно.

Виктор рассказывает, что в Крым едут со всей России, в том числе Урала и Сахалина, откуда до полуострова добираться неделю. Многие приезжают на машинах, но с белорусскими номерами встретил только два авто за все время.

Поедет ли в Крым еще раз, Виктор пока не решил.

— В целом соотношение "цена — качество" в Крыму просто никакое. За те деньги, что мы потратили, можно съездить в Турцию с вылетом из Минска и жить в пятизвездочном отеле. А в Крыму ты платишь за койку, ходишь сам на рынок и тащишь это на своем горбу, готовишь, моешь посуду, стираешь. Это как пожить в Минске, только еще заплатить за это. Спасает их только уникальная природа и климат.

«Разруха на фоне красивой природы без желания что–то изменить»
Минчанка Полина ездит в Крым «вынужденно», как она говорит. 3,5 года назад ее родители переехали в Керчь. Место выбирали осознанно: город, которому 2600 лет, омывается и Черным, и Азовским морем, рядом теплый пролив.

— При Украине там был мэр, который «выдраивал» город, было уютно, красиво и дешево. Сейчас из–за политической ситуации все едут в Крым через Керчь, а он не справляется с такой транзитной нагрузкой. Поэтому, если сравнивать до и после, сейчас все печально. Однако сами керчане очень воодушевлены, надеются, что строительство моста вдохнет жизнь во все сферы. Но пока общие впечатления: разруха на фоне красивой природы. При этом люди не стремятся что–то изменить.

Пока Крым был украинский, Полина добиралась поездом до Симферополя или Джанкоя, а потом маршрутками до Керчи. Дорога обходилась в долларов 250 туда и обратно. Сейчас девушка летает до Краснодара, а оттуда на такси до парома. Она говорит, что автобус из Краснодара надо ждать 4,5 часа, а стоит он всего в 2 раза дешевле, чем такси. Если ехать вдвоем или вчетвером, выходит даже выгоднее. Затем на пароме Полина доезжает до Керчи. Самолет до Краснодара и обратно стоит 270−280 евро. На 40 евро дешевле лететь до Симферополя через Москву, но Полина аэрофоб и старается минимизировать количество взлетов и посадок. Такси обходится в 4700 российских рублей (около 75 долларов). Паром — 150 рублей (около 2,5 доллара). Обратно до Краснодара уже можно подгадать время и ехать на автобусе.

Полина обратила внимание, что дорога в Крым на машине из–за переправы может непроизвольно увеличить отпуск.

— Например, однажды из–за шторма очередь на паром со стороны Крыма была километров восемь, — вспоминает девушка.

В Керчи очень плохой интернет, говорит Полина, так что отдыхать приходится вне информационного поля.

— Но после того как мимо нас проехала колонна военной техники, все сразу полезли искать новости. В целом же нет никакой паники, мы не чувствовали угрозы. Единственная и самая явная угроза в Крыму — это их дороги, а точнее их отсутствие...

В каждый свой приезд Полина старается посещать новые места в Крыму. В этом году пришлось ограничиться Керченским полуостровом, так как сейчас ремонтируют феодосийскую трассу и на дорогах серьезные пробки.

За жилье Полина не платила, так как остановилась у родителей. Но искать номер или комнату, по ее словам, в Крыму можно как по интернету, так и уже на месте. Они с родителями, например, ездили в поселок Золотое в заповедной части Азовского моря, снимали эллинг за 1700 российских рублей (примерно 26 долларов) в сутки на четверых.

— Условия, мягко говоря, не самые хорошие, но это было лучшее, что мы смогли выбрать. Но там так красиво, что я особо не обращала внимания на неудобства. В поселке Курортное (у грязевого озера Чокрак) мы сняли прекрасный номер в отеле на первой линии у моря с трехразовым питанием за 3200 рублей (50 долларов) в сутки за двоих. Кормят, конечно, как у бабушки, а сам поселок выглядит весьма эклектично, но там есть просто невероятное место — Караларский заповедник. Это 20 км нереально красивых бухт и скал.

Цены в Крыму, по словам Полины, сравнимы с минскими. Дороже только хлеб и мясо. Ассортимент там разнообразный: курятина из Мордовии, сыры из Саратова. Но Полина отметила очень хороший выбор фруктов и овощей и считает, что питаться там выгоднее фруктами и свежей рыбой. По словам девушки, крымчане очень недовольны ценами, так как при сравнимых с Минском ценах у них ниже зарплаты. Полине не хватает в Крыму хороших кафе и ресторанов.

— Я приезжаю в Крым пообщаться с родителями, и для меня эти поездки всегда в радость. Но сердце кровью обливается, когда видишь Крым — разруха, бедность, но при этом люди преисполнены надежд. Уникальное место, но абсолютно запущенное. Люди там всегда открыты, природа влюбляет… От всей души желаю, чтобы у них все получилось.

©

Date: 2016-08-22 00:39 (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2016-08-22 02:26 (UTC)
From: [identity profile] galleja.livejournal.com
Далеко.

Date: 2016-08-22 03:43 (UTC)
From: [identity profile] knms.livejournal.com
Нефиг ездить на оккупированную землю.

Date: 2016-08-22 03:51 (UTC)
From: [identity profile] greyfox-21.livejournal.com
Не езди.Воздух в Крыму будет чище.

Date: 2016-08-22 07:25 (UTC)
From: [identity profile] allshism.livejournal.com
На оккупированную крымчанами?

Date: 2016-08-22 03:49 (UTC)
From: [identity profile] katarosov.livejournal.com
Наконец-то, до людей доходит главное крымское слово - халява!
Россия прийдет-порядок навдет, Путин прийдет- мусор уберет, курортник приедет- денег привезет.
Кстати, курортников там называют просто и незамысловато - лох.

Date: 2016-08-22 05:55 (UTC)
From: [identity profile] nemez-06.livejournal.com
Ты только не вздумай туда ехать. Там всё керосином ваняет.

Date: 2016-08-22 07:33 (UTC)
From: [identity profile] katarosov.livejournal.com
Правильно писать - вОняет.
Мне-то чего, я там 100 раз был еще со времен СССР, родня у меня там. И летом был, и осенью, и весной. Лучше всего там в сентябре- октябре.
Но это лирика, больше я туда не хочу. Убого и дорого.
Керосин меня не пугает, я на нем зарабатываю:-)

Date: 2016-08-22 10:17 (UTC)
From: [identity profile] nemez-06.livejournal.com
Но это лирика, больше я туда не хочу. Убого и дорого.
Не знаю какую халаву ты там ожидал но по мне так нормальные цены. То что хохлы там всё в какашках утопили факт. Строить Крымчанам не перестроить. По сравнению с Украиной на улицах чисто. Пляжи подчистили. Наводят порядок в пансионатах и курортах. Сделано очень много но ещё больше нужно сделать. Пока ещё тяжело с работой.

Date: 2016-08-22 14:04 (UTC)
From: [identity profile] katarosov.livejournal.com
Отпуск у меня один в году.
Деньги, тоже мои.
Время-мое.
И я не хочу тратить все три эти вещи на сомнительного качества отдых в Крыму. За эти же деньги, но сэкономив время на дорогу и переправу, я могу отдохнуть на Черноморском побережье. И без хамского крымского сервиса.
Можно много причин приводить: 25 лет под Украиной, менталитет крымчан, климат, исторически так сложиолсь и т.д.
Но смысл один - я туда не поеду и денег не привезу.

Date: 2016-08-22 21:50 (UTC)
From: [identity profile] nemez-06.livejournal.com
Не в обиду. - Как аукнится так и откликнется.

Date: 2016-08-23 05:11 (UTC)
From: [identity profile] katarosov.livejournal.com
Я не обижаюсь, просто не езжу в Крым. А еду туда, где мне (точнее, моим деньгам) рады. Кстати, в этом году на море не поехал, а съездил на Нижнюю Волгу, на рыболовную базу.
Отдых, сервис, тишина и полное удовлетворение отдыхом.
Советую.
При всем при этом #крымнаш. Но сервис и отдых там - не наш.

Date: 2016-08-23 05:21 (UTC)
From: [identity profile] nemez-06.livejournal.com
О вкусах не спорят. Я тоже иногда с удочкой готов посидеть но где нибудь где тепло. Старею наверно.

Date: 2016-08-23 05:44 (UTC)
From: [identity profile] katarosov.livejournal.com
Без удочки обошлись. Просто брали моторку и ездили на пляж в плавнях, потом валялись в номере, ели все, что можно сделать из рыбы и опять купались у базы.
И все это в тишине, без толпы и надоедливых продавцов всего подряд.
Еще и с собой набрали рыбы.

Date: 2016-08-22 09:22 (UTC)
From: [identity profile] rashpilnya.livejournal.com
Да, уж...
Приходится России убирать мусор, оставленный "нкзалежной".

Date: 2016-08-22 09:41 (UTC)
From: [identity profile] 101.livejournal.com
и не говори, два года убирают-убирают, и не могут убрать, поди надорвались уже

чисто не там где убирают, а там не где не мусорят ©

Date: 2016-08-22 09:56 (UTC)
From: [identity profile] rashpilnya.livejournal.com
Так ср...ли - все 25 лет!
А вы хотите, чтоб эти "авгиевы конюшни" - за 2 года разгребли...
К тому же и террористы - то воду перекроют, то - опоры ЛЭП взрывают...
Как "европейцы цивилизованные".

Date: 2016-08-23 11:26 (UTC)
From: [identity profile] nemez-06.livejournal.com
Уборку мусора с первого месяца наладили. Понагнали новых машин и построили новые мусоросжигатели. Так что в этом плане чисто даже в дальних деревнях. На втором месте стоят дороги. Их тоже строят. Но развал такой что местами руководители просто не знают за что хвататься. Дохрена украинского самостроя который нужно элементарно сносить.

Date: 2016-08-23 11:44 (UTC)
From: [identity profile] 101.livejournal.com
вот с самостроем согласен

Date: 2016-08-22 04:22 (UTC)
From: [identity profile] pityul.livejournal.com

Смешно.
только вернулся с Крыма. Карточки работают и VISA , и Mastercard. Порядок наводят. Наконец то стало чище, убрали горы мусора которые были в горах. Правда мобильный интернет только 3G, а 4G пока нет. Обещают в следующем году.

Date: 2016-08-22 05:39 (UTC)
From: [identity profile] fantom7.livejournal.com
Ключевые слова - международные карты.
Ты бы ещё похвастался, что у тебя там никому не нужная карта Мир работала.

Date: 2016-08-22 07:28 (UTC)
From: [identity profile] allshism.livejournal.com
А с какого перепуга Visa и MC не международные? А какие международные карты ты знаешь и, еще интереснее, имеешь?

И как это никому не нужная, если нужная? Например - для расчетов в Крыму.

Про сраный 3G, которого в хохляндии практически нет (и есть ли он там вообще - вопрос) что не высказался?

Date: 2016-08-22 10:05 (UTC)
From: [identity profile] pityul.livejournal.com
Тебе правильно говорят, VISA и Mastercard (кстати австрийского банка UNICREDIT) - это что российские системы?

Date: 2016-08-22 05:21 (UTC)
From: [identity profile] svetla-v.livejournal.com
Здесь в Крыму слишком много отдыхающих, толпы народу всюду, что меня не очень радует, но природа, воздух, пожалуй, лучшие в нашем полушарии)). Цены, конечно, не маленькие на все, но все равно доступные, люди добродушные вокруг местные, так что отдых здесь незабываемый)))

Date: 2016-08-22 05:56 (UTC)
From: [identity profile] diver61.livejournal.com
Оккупированная территория.
Зачем туда ездить вообще, плеваться потом?

Image

Date: 2016-08-22 06:37 (UTC)
From: [identity profile] chilim-ka.livejournal.com
При Украине это быо оазис и рай неземной?

Date: 2016-08-22 05:56 (UTC)
From: [identity profile] nemez-06.livejournal.com
Был в июле. В следующем году поеду снова если ничего не случится.

Date: 2016-08-22 06:30 (UTC)
From: [identity profile] chilim-ka.livejournal.com
Полина из Минска по некоторым моментам врет как дышит.
Неделя как из Крыма. Ездил на авто из Питера.
Паром по живой очереди туда 2ч18мин, обратно 2ч ровно. Все от подъезда к парковке с кассами до фактического въезда на паром.
Керчь по дорогам убита напрочь и это не год-два, это десятилетия не вкладывания в инфраструктуру и особенно дороги ни гривны.
Курортное - дороги в поселке нет, от слова совсем. В каждом доме сдается жилье, миниотели, а скинуться по 500руб и нанять грейдер, чтобы он разравнял 500м грунтовки ценртальной улицы никто из местных не желает.
Говорят дорогу эту никогда на их памяти никто не ровнял. Вот сидят и ждут когда Вова Путин им дорогу сделает. Это менталитет крымчан.

Date: 2016-08-22 06:33 (UTC)
From: [identity profile] Арсений (from livejournal.com)
Всё так, кроме ситуации с кредитными картами. Везде принимают. Никаких проблем. В кафе, в магазинах.

Date: 2016-08-22 06:39 (UTC)
From: [identity profile] Арсен Яценюк (from livejournal.com)
ездил в прошлом году с семьёй . Лучше не стало,но и хуже не стало. Из плюсов-делают дороги. Вообще в России делают дороги и это большой плюс. Минус-границы и таможни-долго. Поеду ли на отдых?-нет. Поеду ли к друзьям?-обязательно!!!

Date: 2016-08-22 07:17 (UTC)
From: [identity profile] allshism.livejournal.com
"Самым простым, но и самым дорогим способом попасть на полуостров оказался перелет Минск — Москва — Симферополь. Однако билеты для всей семьи обошлись бы в 2200 евро."

На сентябрь 710 евро, 2 взрослых 1 ребенок.

Date: 2016-08-22 10:13 (UTC)
From: [identity profile] rikkitiki-tavi.livejournal.com
бггг хвалебная ода Осадчему, бывшему меру Керчи, особенно умилила. ага все его прям любили-уважали. особенно за памятник гоблинам. ужаснее мера и не придумаешь.

Date: 2016-08-22 10:50 (UTC)
From: [identity profile] blade-g.livejournal.com
был в Керчи в 2014 году - просто поразился убитости и запущенности. Все Путиен проклятый - 23 года разрушал в Крыму все и запускал.

Date: 2016-08-22 14:57 (UTC)
From: [identity profile] rikkitiki-tavi.livejournal.com
да там вообще трындец творился. просто по запросу про Осадчего в новостях того времени столько треша можно почитать. керчь всегда была городом на окраине, до которого никому нет дела, чем он и пользовался. его в первую очередь погнали когда возможность появилась.

Date: 2016-08-22 15:04 (UTC)
From: [identity profile] blade-g.livejournal.com
лично Путиен с Шойгу по ночам сцали в керченских подъездах 23 года- нэньке гадили.
а исчо дороги расхреначили.
Вот есть в окрестностях Керчи такой объект - страусиная ферма на Маяке. На нее весь керченский бомонд изволил ездить - страусиного филе откушать в баклажанах. Ну и рядом мордор выкупил и привел в порядок заброшенную базу отдыха для воспитания креакого ордского резерва молодежи.
Так дорога туда - как после бомбежки в АТО
В 2013 г на дороге в Маяк злобные мокали то АТО начали!
Едет помницца ленд крузак 500 Осадчего по ней- на ланч. скрываясь с крышей в ямах и тучах пыли- и ничего...
Даже элементарно засыпать ее камнем не хотел.
100% хохол.

Date: 2016-08-22 15:59 (UTC)
From: [identity profile] rikkitiki-tavi.livejournal.com
да уж. где взять асфальт для дорог, чтоб ездить на крузаке, который по накладным и есть асфальт.

Date: 2016-08-23 22:23 (UTC)
From: [identity profile] olgin-ugolok.livejournal.com

значит, ничего не изменилось...

.